Руководителю методического объединения
- Закон РФ «Об образовании»
- О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Письмо МО РФ №65/23-16 от 14 марта 2000 года
- О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо МО РФ №237/23-16 от 9 августа 2000 года
- О методическом письме "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе". Письмо МО РФ №14-51-36/13 от 17 февраля 2004 года
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях . Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приложение N 1);
- Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приложение N 2);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приложение N 3);
- Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приложение N 4).
- Карты - схемы в помощь учителю
- Карта самоанализа урока
- Методические рекомендации по ведению классного журнала в начальных классах (из опыта работы)
- Методические рекомендации по соблюдению единого орфографического режима при оформлении письменных работ учащихся
- Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ внеурочной деятельности
- Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы
- Рекомендации по ведению классных журналов и дневников обучающихся
- Подготовка к уроку
- Самоанализ профессиональной деятельности
- Анализ урока
- Активные методы обучения учителей начальных классов
Памятки
Реализация ФГОС средствами различных УМК
- УМК "Школа России" (под редакцией А. Плешакова)
- УМК "Перспектива" (под редакцией Л.Ф. Климановой)
- УМК "Школа 2000..." (научный руководитель – Л.Г. Петерсон)
- УМК "Школа 2100" (научный руководитель Р.Н. Бунеев)
- УМК "Перспективная начальная школа" (научный руководитель - Н.А. Чуракова)
- УМК "Классическая начальная школа" (издательство "Дрофа")
- УМК "Начальная школа XXI века" (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)
- УМК "Гармония" (научный руководитель - Н.Б. Истомина)
- УМК "Планета Знаний" (научный руководитель – И.А. Петрова)
- УМК "Начальная инновационная школа" (издательство "Русское слово")
- УМК "Развивающая система Л.В. Занкова" (научный руководитель – Н.В.Нечаева)
- Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (издательство "Вита-Пресс")
Система дидактических принципов программы
Типы уроков
1. Урок введения нового знания.
2. Урок рефлексии (повторения и закрепления знаний), а также уроки развивающего контроля знаний. Они ориентированы на формирование у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности.
3. Урок текущего или итогового контроля проводятся по сборникам "Самостоятельные и контрольные работы", а их анализ учителем и коррекция результатов - на основе использования "Электронных приложений к учебникам" (4 класс).
Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура урока введения нового знания по технологии деятельностного метода.