Сеанс одновременной игры — форма спортивногомероприятия, в котором один человек (сеансёр) одновременно играет в шахматы с несколькими противниками. В сеансах одновременной игры, как правило, высококвалифицированный профессиональный игрок играет против любителей.
Сеанс одновременной игры проводится в соответствии с правилами:
• белые фигуры принадлежат сеансеру;
• ответные ходы участники сеанса должны делать в присутствии сеансера;
• участник сеанса должен делать ход немедленно в присутствии сеансера даже в том случае, если он остался последним игроком сеанса;
• пропускать ходы не разрешается, с разрешения сеансера за всю игру допускается один пропуск хода;
• нельзя анализировать незаконченную партию на доске, передвигая фигуры;
• нельзя консультироваться со зрителями;
• сеансер может переменить сделанный ход в партии, если он еще не совершил ход в следующей партии.
Шахматный словарик. «Вилка» – нападение одной фигурой на две или более фигуры соперника.
«Дальнобойная» фигура – условное название фигуры, имеющей широкий диапазон действия и обладающей способностью атаковать силы соперника издалека. ^ Дебют – начальная стадия шахматной партии. Завлечение – тактический прием, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определенное поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры. ^ Игра в шахматы – это игра, в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая шахматные фигуры на шахматной доске в пределах определенных правил. ^ Классификационный турнир – турнир на разряд. Комбинация в ш а х м а т а х – форсированный вариант с использованием различных тактических приемов; обычно сопутствующим элементом комбинации является жертва. ^ Критические поля – поля, проникновение на которые фигур одной стороны ставит другую в опасное (критическое) положение. Мат – нападение на короля, от которого нет защиты.
«Мельница» - типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Миттельшпиль – середина игры. Отвлечение ф и г у р ы – тактический прием, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестает выполнять какие – либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, т. к. все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Позиция в ш а х м а т н о й партии – расположение фигур на шахматной доске. Позиционное преимущество – лучшее расположение фигур и пешек, обладание открытыми линиями, важными стратегическими пунктами и т. д. Превращение пешки – замена пешки, достигшей последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для черных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнера, совершающего ход. ^ Промежуточный ход – шахматный ход, непредусмотренный в основной идее форсированного варианта или комбинации. Связка – нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи или слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения расположена другая неприятельская фигура. ^ Сеанс одновременной игры – вид массовых шахматных соревнований, где шахматист (сеансер) одновременно играет против нескольких соперников. Стратегия шахматной игры – принципы и способы ведения шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательно развивающегося воздействия на позицию соперника. Тактика шахматной игры – совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих. Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором соперник вынужден сделать невыгодный ход. ^ Шахматная диаграмма – напечатанное (или выполненное каким-либо иным способом) изображение шахматной доски с фигурами на ней или без фигур. Шах – нападение на короля, от которого есть защита. Эндшпиль – заключительная стадия шахматной партии.